Семенчук Олег Алексеевич
Заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам
С верой в людей! С надеждой в будущее! С любовью к Родине!

Семенчук Олег Алексеевич
Главная Новости

новости

17 июня 2021 года на заседании Палаты представителей парламентарии рассмотрели девять вопросов.

17 06/2021

В первом чтении были приняты два законопроекта.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зайцев Е.С. представили проект Закона «Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя».

Проектом предусматривается внесение изменений в законы «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», а также приведение их в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 9 мая 2021 г. № 2 «О защите суверенитета и конституционного строя».

 

Вносимыми изменениями в Закон «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» уточняются задачи Вооруженных Сил Республики Беларусь, полномочия, социально-правовые гарантии военнослужащих, принимающих участие в обеспечении режима чрезвычайного и военного положения.

 

Законопроектом предусматривается приведение понятийного аппарата Закона «О чрезвычайном положении» в соответствие с законодательством:

уточняются основания и порядок введения и отмены чрезвычайного положения с учетом современных угроз национальной безопасности Республики Беларусь;

скорректированы чрезвычайные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, с учетом современного законодательства и компетенции государственных органов;

уточняются силы и средства, привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного положения, а также порядок осуществления контроля по реализации применяемых мер;

вводится дополнительный государственный орган, ответственный за координацию действий сил и средств при обеспечении режима чрезвычайного положения, а также его компетенции;

определяется место и роль государственной системы реагирования на акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и массовые беспорядки.

С учетом современных угроз национальной безопасности в Законе «О военном положении» дополняются основания, условия и порядок введения военного положения.

С докладами о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения единства измерений и охраны водных ресурсов» выступили Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Татарицкий В.Б., заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Горошко А.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Хлобукин И.К.

 

Основной целью законопроекта является приведение норм Жилищного и Водного кодексов, а также законов «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «О питьевом водоснабжении», «О защите прав потребителей», «О техническом нормировании и стандартизации», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» в соответствие с нормами Закона «Об обеспечении единства измерений», иными законодательными актами.

 

Так, уточняются используемая терминология и процедуры, которые должны осуществляться в отношении применяемых средств и методик (методов) измерений.

В Водный кодекс вносятся изменения в целях урегулирования вопросов, связанных с возведением поверхностных водных объектов, их содержанием в надлежащем экологическом состоянии и благоустройством, а также вносятся нормы, регулирующие вопросы содержания поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства и определяющие содержание и последствия самовольного выполнения работ на водных объектах.

 

Так, Водным кодексом устанавливается, что требования по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству не распространяются на пруды-копани, возведенные в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и на технологические водные объекты. Комплекс мероприятий, направленный на содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии, разрабатывается в случае, если их состояние не соответствует хорошему либо отличному экологическому состоянию (статусу). Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды наделяется полномочиями определять специализированные организации, которые могут привлекаться для разработки указанного комплекса мероприятий.

Во втором чтении были приняты три законопроекта.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Стрельченок В.И. рассказал о проекте Закона «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

 

Законопроектом предусматривается комплексное урегулирование вопросов уплаты взносов на государственное социальное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, определение правовых основ осуществления уплаты обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам судебно-экспертной деятельности» проинформировал член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Уткин В.Ю.

 

Законопроект направлен на приведение законов «О трансплантации органов и тканей человека», «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» в соответствие с Законом Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности» и иным действующим законодательством в целях обеспечения системности и комплексности правового регулирования, эффективности их применении, что позволит разрешить возникшие на практике вопросы в части организационного, кадрового обеспечения судебно-экспертной деятельности, гарантий защиты прав и законных интересов судебных экспертов.

Законопроектом предлагается уточнение отдельных положений, касающихся деятельности государственных судебно-экспертных организаций, в частности:

разграничения полномочий между государственными организациями здравоохранения и Государственным комитетом судебных экспертиз по вопросам забора органов и трансплантации;

порядка и условий содержания лиц под стражей при помещении их в государственные организации здравоохранения, судебно-психиатрический экспертный стационар со строгим наблюдением;

определения особенностей регулирования труда в связи с особым характером возложенных на Государственный комитет функций и регламентирования времени участия лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов, судебных экспертов-стажеров в качестве специалистов в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

уточнения полномочий Государственного комитета в сфере судебно-экспертной деятельности по вопросам реализации образовательных программ дополнительного образования в соответствии с законодательством об образовании.

Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» представил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Давыдько Г.Б.

 

Законопроект разработан с учетом необходимости устранения несогласованности норм в области регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в национальном правовом поле и с законодательством Таможенного союза.

В проекте Закона, в частности, предлагается:

в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь упростить порядок продажи алкогольных напитков и пива в период проведения культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий в местах отдыха населения;

исключить запрет на хранение физическими лицами (не для коммерческих целей) более 5 литров алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными марками, а также на перемещение физическими лицами более 15 литров алкогольных напитков без документов о легальности их приобретения;

в целях предотвращения нелегального оборота этилового спирта предусмотреть получение юридическими лицами Республики Беларусь, являющимися переработчиками алкогольной продукции, этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, а юридическими лицами, являющимися переработчиками непищевого этилового спирта, — этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемых из пищевого или непищевого сырья, ввозимых на территорию Республики Беларусь, только по нарядам на их получение, выдаваемым соответствующими уполномоченными организациями;

конкретизировать случаи, когда не требуется получения лицензии на деятельность, связанную с оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

определить, что лицензия на импорт алкогольной продукции и непищевого этилового спирта выдается только при помещении таких продукции и спирта под таможенную процедуру для внутреннего потребления;

ввести запрет на выплату поставщиками алкогольных напитков любых вознаграждений продавцу алкогольной продукции;

уточнить субъектный состав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществлять тот или иной вид деятельности в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (исключить иностранные организации и иностранные юридические лица);

альтернативный вариант обязательному сопровождению при перемещении алкогольной продукции по территории Республики Беларусь;

предусмотреть дополнительные способы прекращения дебиторской задолженности за поставленную алкогольную продукцию;

исключить административную процедуру по выдаче контрольных марок;

создать электронную систему в целях упрощения контроля за выдачей нарядов на отпуск и получение этилового спирта из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта, этилового денатурированного спирта из пищевого или непищевого сырья;

внести дополнения, предоставляющие на территории сельской местности право (при условии соблюдения других ограничений в области оборота алкогольных напитков, установленных законодательством):

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками в магазинах, павильонах независимо от торговой площади таких объектов;

юридическому лицу — с использованием автомагазинов независимо от наличия у этого юридического лица магазина, павильона, в которых осуществляется розничная торговля алкогольными напитками, при условии соблюдения согласованных с местным исполнительным и распорядительным органом маршрута движения такого автомагазина и ассортиментного перечня товаров.

 

Также законопроект закрепляет на законодательном уровне права ввоза на территорию Республики Беларусь непищевого этилового спирта нефтеперерабатывающими заводами для лабораторных испытаний.

Доработаны положения, касающиеся продажи алкогольных напитков при оказании услуг общественного питания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

Проект Закона содержит положения направленные на защиту интересов бюджета, совершенствование порядка зачета (возврата) денежных средств, внесенных в республиканский бюджет в качестве условия приобретения контрольных знаков, а также в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок и контрольных знаков.

Кроме того, законопроект приведен в соответствие с законами Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», «О рекламе», другими законодательными актами.

 

Депутатский корпус рассмотрел проекты «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2020 год» (докладчики — Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Баско Д.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.) и «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год» (докладчики —первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Баско Д.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.).

 

Исполнение республиканского бюджета в 2020 году осуществлялось в условиях нарастания негативного влияния проводимого Российской Федерацией «налогового маневра» в сфере нефтяной отрасли, совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы, обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга.

 

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2020 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 25 420,8 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 24 425,7 млн. рублей с дефицитом в размере 995,1 млн. рублей.

С учетом внесенных в 2020 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам — 26 436,7 млн. рублей, доходам — 23 418,0 млн. рублей, дефицит бюджета — 3018,8 млн. рублей. 

 

За 2020 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 23 678,5 млн. рублей, или 101,1 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета в 2020 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 619,3 млн. рублей, или 104,4 процента уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость — 9465,0 млн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности — 4123,2 млн. рублей, или 105,5 процента уточненного годового плана.

 

Всего расходы республиканского бюджета за 2020 год составили 25 890,8 млн. рублей, или 97,9 процента уточненного годового плана.

Основными задачами в области политики расходов в 2020 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.

Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 13 585,1 млн. рублей, или 97,6 процента уточненного годового плана.

В 2020 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.

Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 1454,4 млн. рублей, или на 98,0 процентов от уточненных годовых назначений.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 2536,7 млн. рублей, или 99,6 процента уточненных плановых назначений.

Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2020 году составило 3491,6 млн. рублей, или 97,1 процента уточненного годового плана.

На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 1025,5 млн. рублей, или 99,4 процента уточненного годового плана.

Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2020 году составило 825,9 млн. рублей, или 93,5 процента уточненного годового плана.

На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 734,2 млн. рублей, или 99,5 процента уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.

По республиканскому бюджету в 2020 году на финансирование здравоохранения направлено 1 233,5 млн. рублей, или 99,4 процента уточненного годового плана.

Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению — 598,7 млн. рублей, государственный санитарный надзор — 6,6 млн. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению — 602,0 млн. рублей.

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2020 году профинансированы в сумме 438,1 млн. рублей, или 95,1 процента уточненного годового плана.

В 2020 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 129,3 млн. рублей, или 95,0 процентов уточненного годового плана.

В 2020 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 149,6 млн. рублей, или 96,0 процентов к уточненным плановым назначениям.

Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2020 году составили 1109,7 млн. рублей, или 97,7 процента уточненного годового плана.

Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.

Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 1889,0 млн. рублей, или 99,4 процента уточненного годового плана.

Сформирован «семейный капитал» в сумме 338,0 млн. рублей. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

Расходы государственных целевых бюджетных фондов в 2020 году профинансированы в сумме 2 064,0 млн. рублей, или 98,8 процента уточненного годового плана.

Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2020 год выполнен на 101,1 процента, по расходам — на 97,9 процента. Дефицит составил 2212,3 млн. рублей, или 1,5 процента к ВВП.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь утвержден Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2020 год» по доходам в объеме 17201,8 млн. рублей, по расходам — 16964,7 млн. рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 237,1 млн. рублей.

В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 508 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда». В результате внесенных изменений доходы бюджета фонда увеличены на 348,0 млн. рублей, расходы — на 366,0 млн. рублей, превышение доходов над расходами снижено на 18,0 млн. рублей.

В результате с учетом уточнений доходы бюджета фонда на 2020 год утверждены в сумме 17606,4 млн. рублей, расходы — 17 392,5 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 213,9 млн. рублей.

В целом за 2020 год бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 213,9 млн. рублей по средствам профессионального пенсионного страхования.

Основным источником доходов бюджета фонда являются взносы на государственное социальное страхование.

За 2020 год в бюджет фонда поступило обязательных страховых взносов 15 955,3 млн. рублей.

Поступление взносов на профессиональное пенсионное страхование составило 135,7 млн. рублей.

Неналоговые доходы бюджета фонда составили 239,4 млн. рублей.

Расходы бюджета фонда в 2020 году составили 17 392,5 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (76,8 процента) и пособий (21,9 процента).

В 2020 году перерасчет трудовых пенсий производился два раза:

с 1 июля в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июня 2020 г. № 232 «О повышении пенсий» средняя заработная плата работников для исчисления пенсий проиндексирована на 6,0 процента;

с 1 декабря в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 ноября 2020 г. № 409 «О повышении пенсий» средняя заработная плата работников для исчисления пенсий проиндексирована на 6,0 процентов.

Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Финансирование всех необходимых расходов за счет средств государственного социального страхования в 2020 году обеспечено своевременно и в полном объеме.

Таким образом, за 2020 год бюджет фонда исполнен по доходам в сумме 17606,4 млн. рублей и по расходам в сумме 17392,5 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 213,9 млн. рублей.

Кроме того, парламентарии приняли проект Закона «О ратификации Рамочного соглашения между Республикой Беларусь и Фондом международного развития ОПЕК», о котором доложили заместитель Министра экономики Республики Беларусь Ярошевич Д.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Машкаров А.В.

 

Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Фондом международного развития ОПЕК было подписано 3 февраля 2021 года.

Подписание данного документа обеспечивает закрепление механизмов взаимодействия Республики Беларусь с Фондом ОПЕК и урегулирования его инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

 

Проект Закона предусматривает выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее Рамочного соглашения и его вступления в силу.

Фонд ОПЕК является международным финансовым институтом, созданным в 1976 году странами-членами Организации стран-экспортеров нефти. Деятельность Фонда ОПЕК осуществляется в 135 странах посредством предоставления финансирования, а также грантов для поддержки жизненно важных проектов, согласующихся с Целями устойчивого развития ООН.

По состоянию на 31 декабря 2020 года Фонд ОПЕК одобрил порядка 4000 проектов, а также выделил 1 млрд. долларов США на финансирование мероприятий по восстановлению и ликвидации последствий COVID-19 в развивающихся странах.

Республика Беларусь 24 декабря 2020 г. подписала с Фондом ОПЕК кредитное соглашение на сумму 20 млн. долларов США на цели финансирования мероприятий в области здравоохранения (Программа неотложной помощи в сфере государственного здравоохранения, Этап I).

 

В ходе заседания депутатский корпус также заслушал доклад председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Марзалюка И.А. о рекомендациях по итогам парламентских слушаний на тему «Территориальная целостность и народное единство Беларуси. Историко-правовые аспекты воссоединения западнобелорусских земель в составе БССР».

По итогам обсуждения было принято соответствующее Постановление Палаты представителей.

 

Все новости
(8-0176) 77-04-21

Помощники депутата

Левицкая Леонида Ивановна
г. Молодечно, ул. Притыцкого, 3А, каб. 6
8 0176 77 04 21
+ 375 29 353 93 59

Орлович Луция Викторовна
8 0176 77 04 21
+375 29 667 77 15